[ Наука ]
[ Менеджмент ]
[ Электропривод ]
[ Отдых ]
[ Форум ]
[ Резюме ]
[ Фотоальбом ]

e-mail







Контакт с потенциальным потребителем

Назад к перечню статей
Обсудить на форуме


От того насколько релевантно выбран потенциальный клиент зависит, нужна ли ему наша продукция или нет. Однако, даже если наша продукция нужна клиенту, он может отказаться покупать ее у нас по следующим причинам:
1. Клиент может быть не удовлетворен предыдущими результатами работы с нашим предприятием и может нам не доверять;
2. Клиент ориентирован на работу с нашими конкурентами по одной из следующих причин:
- либо клиент уверен, что продукция конкурентов более качественна и более удобна в эксплуатации;
- либо клиент уже пользуется продукцией конкурентов, а наша отличается от них габаритными или присоединительными размерами и другими параметрами, из-за которых наша продукция не может заменить продукцию конкурента;
- либо конкурент предоставляет предприятию дополнительные услуги, например сервисное обслуживание или ремонт продукции;
- либо конкурент дает цены ниже наших;
- либо конкурент лично заинтересовывает ответственных за закупку нашей продукции лиц;
3. Клиент может психологически не принимать стиля работы и общения работающего с ним менеджера;
4. У клиента нет денег на новую продукцию, он выполняет ремонт продукции самостоятельно и не закупает новой продукции;
5. Клиенту может быть не нужна предлагаемая продукция в данный момент времени.

Перечень причин отказа достаточно велик, поэтому необходимо быть готовым к тому, что клиент будет сопротивляться и при прямом вопросе «Нужны ли вам товары А и В» ответит «Нет». После того, как клиент сказал «Нет», переговоры уже не спасет фраза «Мы делаем также продукцию С, D и E» и клиент так же наверняка ответит «Нет».
Поэтому, прежде, чем начать переговоры, необходимо заготовить себе план переговоров и приблизительно определить смысл и форму вопросов, которые будут заданы клиенту и не приведут к ответу «Нет».
Как уже отмечалось, самым лучшим оружием будет представление о задачах, решаемых нашими товарами на предприятии-потребителе.
Кроме этого, с точки зрения психологии, чтобы определить вопросы первого контакта, необходимо запомнить, что существуют следующие типы собеседников:
1) собеседники, которые легко идут на контакт;
2) собеседник, которые разговаривать не любят;
3) собеседник, который в настоящий момент не может с вами разговаривать.

1) Люди, которые легко идут на контакт обычно много говорят в частности по телефону. Такие люди любят доносить свое мнение до всех, и поскольку обычно в разговоре лучше слышно высокий голос, поэтому разговорчивый собеседник обычно обладает высоким голосом. Говорят такие люди без труда, передышек, вместо передышек говорят – значит, вот и пр. слова-паразиты, поэтому определить разговорчивого человека достаточно легко.
2) Люди неразговорчивые говорят тяжело, с запинками и передышкам, вставками «Э-э-э» и словами-паразитами, которые произносятся тяжело и медленно, как бы говоря, что говорить не о чем и подталкивая разговор к завершению.
К признакам такого человека можно так же отнести следующие:
- Бормотание, тихий голос, говорят себе, что-то под нос, не ориентируясь на собеседника;
- Запинки, непроизвольные паузы, частое э-э-э;
- Отведенный в сторону или опущенный взгляд, человек не смотрит собеседнику в глаза;
- Передвигает какие-то предметы на столе, крутит ручку, карандаш в руках;
- Постоянно отвлекается на какие-то шумы, разговоры.

Чаще всего, люди закрытого типа обладают достаточно конкретным мышлением и не любят, когда разговор идет ни о чем, поэтому с ними необходимо:
- Аргументировать свои слова, говорить конкретно, четко и ясно;
- Лучше подстроиться под темп речи собеседника и говорить чуть медленнее;
- Если у такого собеседника возникают возражения, прислушайтесь к ним и лучше открыто признайте правоту этих доводов.

3) Если человек не может с Вами разговаривать, поскольку у него сейчас находится важный посетитель, он ведет беседу по другому телефону либо занят срочной работой, такое состояние видно по коротким и нервным ответам типа «Да» или «Нет» на любые вопросы. Чтобы иметь возможность перезвонить такому человеку позже, необходимо как можно раньше понять, что он занят и завершить беседу следующей фразой: «Если возможно, я направлю Вам письмо по нашей новой продукции, а через три дня (один день, неделю – как считаете нужным) перезвоню, чтобы услышать Ваше мнение по этому вопросу. Не могли бы вы сказать номер Вашего факса» или аналогично фразой. При этом желательно такое письмо с новой продукцией необходимой данному клиенту отправить. Это станет темой для начала беседы в следующий раз.
Кроме этого, все лица, с которыми Вы будете общаться на предприятии – клиенте делятся на
1) тех, кто не участвует (сторонний) в процессе купли/продажи товара – секретари, представители аналитических служб предприятия;
2) тех, кто инициирует (инициатор) процесс купли/продажи товара – обычно это главный энергетик, главный механик, главный конструктор, либо представители соответствующих технических служб, которые определяют необходимость закупки оборудования;
3) тех, кто обслуживает (исполнитель) процесс купли/продажи товара – обычно это исполнитель, который ведет первичные переговоры, оформляет заявки, принимает счета, сравнивает предложения от различных продавцов, визирует их в различных службах;
4) и тех, кто принимает решение (начальник) о купле/продаже товара – обычно это начальник отдела снабжения либо отдела оборудования, коммерческий директор либо генеральный директор.

Таким образом, всех лиц на предприятии можно разделить на следующие группы:

Тип собеседника ОбщительныйНеобщительныйЗанятой
Сторонний
1а)
1б)
-
Исполнитель Закупщика
2а)
2б)
-
Исполнитель Инициатора
3а)
3б)
-
Инициатор
4а)
4б)
-
Закупщик
5а)
5б)
-


Каждый человек на предприятии – контрагенте, который сказал Вам «Да» увеличивает вероятность успеха, даже если это простой секретарь. Если человек настроен к Вам благожелательно, но не решает Вашего вопроса напрямую, Вы можете обратиться к нему за помощью еще два, реже три раза. После трех раз такие обращения будут раздражать собеседника. Поэтому отпущенные Два раза необходимо использовать для выяснения круга лиц, участвующих в проблеме закупки наших товаров.
Рассмотрим основные принципы общения по группам собеседников:

Вариант 1а

Сторонний человек обычно необходим в процессе переговоров для получения информации о том кто является инициатором, исполнителем и начальником по вопросам закупки нашей продукции. Назначение сторонних собеседников – дать имена людей и их телефоны. Такого человека лучше не загружать предложениями продукции и вообще лучше не пытаться им что-либо продавать.
Чтобы обойти фразу о том, что мы продаем что-либо, можно сделать упор на то, что мы являемся производителями и сказать, что в базе данных есть записи о том, что Ваше предприятие покупало у нас продукцию, поэтому нас интересуют следующие вопросы:
1) качество нашей продукции и какие проблемы возникают при ее эксплуатации. Как позвонить главному энергетику, главному инженеру или главному конструктору и как его зовут. На какой факс можно отправить для него информацию. В качестве объяснения можно сказать, что хотите направить информацию по улучшению продукции, сервисному обслуживанию, продлению гарантийного обслуживания или другим вопросам, качающимся эксплуатации.
2) интересна ли для предприятия наша новая продукция и кто в данный конкретный момент занимается закупкой нашей продукции. Как с ним связаться.

Вариант 2а

После того, как сторонние люди предоставили информации о инициаторах, исполнителях и начальниках, необходимо связаться с исполнителем по вопросам закупки. При разговоре следует запомнить, что первая фраза, в которой вы говорите, что предлагаете купить какой-то товар чаще всего дает отрицательную реакцию у всех типов собеседников. Поэтому, лучше начать первый разговор с краткого представления – информации о предприятии и очень кратко продукции. Беседу лучше повернуть к вопросам купли/продажи следующей последовательностью вопросов:
1) новая продукция нашего предприятия;
2) не поступало ли жалоб на нашу продукцию от эксплуатирующих служб;
3) аналоги каких производителей закупаются и эксплуатируются на предприятии, есть ли замечания по продукции конкурентов;
4) на сколько часто закупается наша продукция, есть ли потребность в нашей продукции сейчас, когда такая потребность может появиться, у кого ее будут покупать.

В любом случае, не стоит продолжать телефонные переговоры более 10-15 минут, поэтому, такая беседа может быть разбита на несколько телефонных звонков или встреч, в зависимости от того, сколько времени уходит на обсуждение каждого вопроса, возникает ли необходимость обмена письмами и т.д.
В том, насколько стоит раскрывать тот или иной вопрос следует руководствоваться пожеланиями клиента: во время разговора он может принимать одно из состояний – общительность, необщительность, спешка, признаки которых описаны выше. Вести себя следует соответствующим образом.
Если переговоры построены таким образом, то на определенном этапе, возможно при первом же разговоре у собеседника могут сложиться доверительные к Вам отношения, которые выражаются следующими признаками:
- собеседник охотно позволяет Вам перезвонить и сам назначает время, при этом время звонка определяется объективными факторами, например: «План закупок будет сформирован к 31 января, поэтому позвоните в конце января – начале февраля», «Я сейчас закрываю месяц, давайте переговорим через два – три дня», «Сейчас использован резерв продукции А, пополнение по плану в апреле – мае, поэтому пришлите в конце марта предложение и позвоните пару раз до апреля». В таком случае обязательно необходимо перезванивать либо лично встречаться с собеседником, а если клиент называет отдаленный срок, то каждые 1,5 – 2 месяца направлять ему письмо с новыми ценами, новой продукцией, дополнительной информацией о продукции и т.д. Тогда в случае, если потребность возникнет раньше назначенного срока, клиент сам к Вам обратится;
- собеседник объективно объясняет Вам, почему ему не нужна Ваша продукция и какая продукция ему необходима в данный момент. В таком случае лучше продемонстрировать клиенту знание и этой продукции, например то, что такой продукцией мы так же занимаемся, но сами не производим, а получаем по бартеру, за свою продукцию. Направленное письмо с предложением такой продукции позволит перезвонить и обсудить с клиентом условия поставки этой продукции. Такую информацию лучше записывать в паспорте клиента, поскольку у Вас может появиться возможность поставки необходимой клиенту продукции;
- собеседник проявляет желание проконсультироваться по техническим вопросам. В таком случае необходимо быть подготовленным по общим техническим вопросам и вовремя остановиться и обратиться к конструкторам и техническим специалистам, если вопрос сложен;
- собеседник проявляет желание изложить сложные взаимоотношения с другими подразделениями. В таком случае необходимо согласиться с собеседником, но занять позицию, чуть отличающуюся от его собственной и подкрепить свою позицию рассказом о том, как Вы решали такую проблему у себя на предприятии;
- собеседник намекает на то, чтобы решить вопрос о личном вознаграждении собеседника за работу с нами, выражаемую теплым общением, обменом домашними телефонами и прочими личными вопросами. Переговоры о вознаграждении обычно лучше вести по домашнему телефону, сразу в процентах, которые мы можем дать от суммы заказа.

Если сложились такие доверительные отношения, то в один из разговоров клиент сам даст Вам заявку на продукцию. Если понятно, что клиент в будущем может принести заказ, с ним необходимо периодически созваниваться, в какие либо особые даты, раз в квартал с вопросам – «Есть ли новые заявки, нет ли претензий по качеству». Чтобы информация была у клиента во время между Вашими звонками, клиент помнил о Вас и имел возможность связаться с Вами, раз в 1,5 – 2 месяца ему необходимо направлять письмо с какой либо информацией, например по одной из следующих тем:
- свежая информация о ценах;
- информация о наличии на складе продукции;
- информация о новой продукции;
- информация о модификации продукции;
- опрос о качестве продукции;
- опрос о необходимости освоения новых видов продукции.

Если доверительных отношений не сложилось, то следует сделать одно из следующих предположений:
1) Клиент закупает продукцию конкурентов по причине личной заинтересованности в работе с ними. В таком случае, войти на предприятие с поставками продукции, по которой заключены договора с личной заинтересованносью сложно и трудоемко. Для этого можно использовать один или несколько из следующих способов:
- Лоббировать наши интересы со стороны инициаторов покупки. Для этого необходимо определить, какие лица не получают взяток либо ими недовольны. Обычно вознаграждение получают люди, которые закупают продукцию, инициаторы (главный энергетик и пр.) лично заинтересованы конкурентами значительно реже и в основном когда нудно лоббировать чьи-либо интересы. С такими людьми нужно построить и поддерживать доверительные отношения;
- попытаться закрывать горящие позиции, по которым не могут сработать другие поставщики. Необходимо начать более плотное информирование всех лиц, участвующих в покупке Вшей продукции. Необходимо находить поводы для контактов, отправлять письма с конкурентными преимущества вашей продукции и текущие цены на нее. Оптимальная периодичность 1,5-2 месяца. Тогда, если стандартные поставщики подведут либо не смогут закрыть горящие позиции, будет возможность сделать это нам;
- инициировать проверки условий входящих контрактов с другими поставщиками. Для этого необходимо определить круг лиц которые лоббируют интересы наших конкурентов и определить лица стоящие над ними (контролеры) – обычно это директор либо коммерческий директор, которые получают деньги от собственника за эффективность функционирования и заинтересованы в снижении затрат. Далее создать периодическую рассылку цен и писем - спецпредложений с разумным скидкам как подчиненным так и их руководителям. Предложения, в которых явно говорится о том, что наши цены самые низкие, направленные на контролеров часто инициируют проверки условий контрактов и пересмотр поставщиков.
2) Клиент закупает продукцию конкурентов по команде от инициаторов процесса закупки. В этом случае необходимо создать доверительные отношения с закупщиком и его исполнителем и определить причины, по которым, по мнению закупщиков, инициатор дает команду закупать продукцию конкурентов. После этого следует строить доверительные отношения с инициаторами покупки. Инициатор может быть ориентирован на продукцию конкурентов по следующим причинам:
- инициатор лично заинтересован конкурентами. В этом случае помогут доверительные отношения с закупщиками, которые могут начать лоббировать Ваши интересы со своей стороны;
- инициатор покупает продукцию конкурентов по техническим причинам. Необходимо выяснить, какие именно технические параметры необходимы клиенту и удовлетворить их создав дополнительные преимущества нашего товара. При этом лучше организовать телефонные переговоры и личную встречу главного конструктора и инициатора покупки.
3) Клиент закупает продукцию конкурентов по причине боязни отойти от проторенной дороги. Необходимо построить доверительные отношения с инициатором. Показать инициатору, что нас волнуют проблемы, возникающие при эксплуатации продукции, что мы готовы модифицировать продукцию по его нужды.
4) Клиент закупает нашу продукцию настолько редко, что смысла регулярного с ним общения нет.

В случае, если клиент закупает продукцию конкурентов, необходимо сделать о причине отметку в паспорте клиента и поместить на его паспорт наклейку красного цвета.

Вариант 3а

С инициатором закупки и исполнителем инициатора так же необходимо построить доверительные отношения. Построение доверительных отношений осуществляется как с любым человеком теми же методами, что и с исполнителем закупщика. Однако необходимо учитывать, что должность и влияние инициатора выше. Ему менее интересны цены и условия оплаты, и более интересны скорость поставки, уровень сервиса. Поэтому лучше организовать личную встречу, с инициатором, во время которой показать интерес к проблемам эксплуатации. Сделать это можно следующими способами:
- попросить инициатора показать парк оборудования и записать проблемы в эксплуатации по каждому;
- на примере продукции конкурентов на местах установки показать преимущества нашей продукции;
- периодически – раз в два квартала устраивать телефонные переговоры и возможно анкетирование по проблемам эксплуатации.

Для доверительных отношений с инициатором должны выполняться следующие условия:
1) инициатор должен узнавать торговую марку завода и ассоциировать ее с качеством и заботой о проблемах потребителя;
2) инициатор должен охотно идти с Вами на контакт как с представителем завода;
3) инициатор должен консультироваться с Вами по техническим вопросам;
4) инициатор должен делиться с Вами своими проблемами, в частности и внутренними;
5) если инициатор этого требует, он должен быть лично заинтересован в работе с нами.

Вариант 4а

Для закупщика построение доверительных отношений происходит точно так же как и с другими лицами на предприятии. При этом мы должны решить для него проблемы взаимоотношений с инициатором покупки, то есть воспользоваться своими доверительными отношениями для согласования вопросов приобретения продукции.
Для закупщика, принимающего решения важно, что мы приходим с готовыми решениями проблем (с готовыми договорами, готовыми и согласованными техническими решениями и т.д.). Поэтому при общении с закупщиком, принимающим решения, необходимо быть максимально подготовленным во всех вопросах. При возникновении вопросов необходимо максимально быстро подготовить ответ, оформить его документально и отправить закупщику.
При создании доверительных отношений с закупщиком необходимо руководствоваться следующими целями:
1) закупщик должен узнавать торговую марку завода и ассоциировать ее с уникальными конкурентными преимуществами (самой низкой ценой, качеством и заботой о проблемах потребителя);
2) закупщик должен охотно идти с Вами на контакт как с представителем завода;
3) Закупщик должен постоянно помнить о Вас и в случае возникновения заявки самостоятельно выйти на Вас;
4) Закупщик должен консультировать Вас о предложениях конкурентов;
5) закупщик должен консультироваться с Вами по техническим вопросам;
6) закупщик должен делиться с Вами своими проблемами, в частности и внутренними;
7) если закупщик этого требует, он должен быть лично заинтересован в работе с нами.

Мы рассмотрели варианты построения доверительных отношений с общительными людьми. С необщительными людьми начать построение доверительных отношений сложнее, однако если отношения построены, риск того, что конкуренты построят их гораздо ниже. Кроме этого, такие люди относятся к хорошим отношениям гораздо серьезнее и в дальнейшем общаться с ними достаточно удобно.
Ниже приведены основные отличия построения отношений с необщительными людьми.

Вариант 1б

С необщительным сторонним человеком лучше всего говорить коротко, задавая вопросы конкретно: «Как зовут и как связаться с главным энергетиком», «Как зовут и как связаться с начальником отдела оборудования». В случае если информацию выяснить не удается, необходимо попробовать контакты с другими людьми: приемная директора, общая справочная завода и т.д.

Варианты 2б-4б

С необщительными людьми, которые участвуют в процессе принятия решений можно руководствоваться теми же темами для беседы, что и с общительными людьми, однако следует слегка изменить порядок работы и давать собеседнику больше узнавать самому:
первый шаг – кратко представить предприятие, себя. В качестве цели звонка как и в случае 2а) можно начать с новой продукции. Однако необходимо ограничиться кратким вступлением и сказать, что основную информацию направите письмом по факсу. Выяснить как зовут собеседника, какая у него должность и сделать предположение к какой группе людей (инициатор, исполнитель, закупщик, сторонний) он относится.
Второй шаг – подготовить и направить письмо собеседнику. Через два-три дня перезвонить и уточнить прошло ли письмо. Есть ли потребность на предприятии в такой продукции. Если собеседник не успел прочитать его, спросите, когда он прочитает письмо и если он затрудняется ответить, предложите удобную для Вас дату в течение полутора недель с момента звонка.


(С) Петраков Сергей Николаевич, 2004.
Полная или частичная перепечатка материалов статьи без ссылки на первоисточник запрещена.

Hosted by uCoz