[ Наука ]
[ Менеджмент ]
[ Электропривод ]
[ Отдых ]
[ Форум ]
[ Резюме ]
[ Фотоальбом ]








Типичные проблемы коммерческой службы на предприятии

Назад к перечню статей
Обсудить на форуме


Текущая ситуация

Результаты действий по организации системы продаж показывают следующие узкие места.
1. Менеджеры не обладают достаточными знаниями в следующих областях:
- технические особенности продаваемого оборудования;
- себестоимость продаваемого оборудования;
- навыки поиска клиента;
- навыки ведения переговоров с клиентом;
- навыки системного ведения документооборота;
- навыки кооперации между отделами и предприятиями собственной организации.

Вследствие этого возникают следующие проблемы при работе с клиентами:
- непродуманные как личные так и телефонные переговоры с клиентом;
- длительная реакция на вопросы клиента, вызванная необходимостью поиска информации в несистематизированном документообороте;
- проблемы, которые менеджер не решает сам, он не выводит на верхний уровень.

Это приводит повышению вероятности срыва контракта, увеличению времени поступления денег либо к непониманию клиентом целей менеджера.

В следствие своих недостаточных знаний и осознания этого менеджеры без внешнего руководства следуют следующим тенденциям:
- они все меньше и меньше общаются с клиентом, поскольку клиент оказывается сильнее их во всех вопросах, включая вопрос цены и технических особенностей;
- они замыкаются в себе и сопротивляются попыткам контроля со стороны руководства и других подразделений, которые ответственны за этот контроль;
- они не ищут новых клиентов;
- они не дают возможности руководителю участвовать в процессе продажи и включаться в него там, где нужен авторитет руководителя;
- они теряют интерес к сумме поступающих по их договорам денег, так как нет системы мотивации и контроля;
- они становятся людьми, ждущими заказы и не борятся за деньги.

2. Первая ступень руководства менеджерами (например коммерческий директор, начальник отдела) обладает следующими недостатками:
- отсутствие методики и навыков организации менеджеров;
- отсутствие понимания структуры собственного предприятия;
- отсутствие понимания целостного документооборота;
- отсутствие понимание состава работ своих подчиненных;
- отсутствие технических знаний;
- отсутствие навыков переговоров с клиентом.

В результате руководство первого уровня (например коммерческий директор, начальник отдела продаж) без контроля следует следующим тенденциям:
- они самостоятельно общаются с клиентом, совершая свои личные продажи и превращают менеджеров в печатные машинки;
- они не контролируют работу менеджеров, не обучают их и не понимают чем они занимаются;
- они замыкаются в себе и сопротивляются попыткам контроля со стороны руководства и других подразделений, которые ответственны за этот контроль;
- они не набирают новых менеджеров, поскольку не умеют ими эффективно управлять;
- они сопротивляются либо саботируют дополнительные работы, которые дает им руководство, поскольку не понимают чем заняты подчиненные и в какие поручения им можно дать;
- они не проявляют интереса к деятельности подразделений, сопровождающих продажи, поскольку не понимают чем они занимаются и не имеют предложений что эти подразделения могут сделать полезного для продаж.

Кроме этого вся система имеет следующие недостатки:
- поскольку без обучения менеджеры в большинстве своем не могут продавать и кроме давления со стороны начальства испытывают внутреннее неустройство от неспособности продавать, менеджеры часто меняются;
- остаются в системе либо менеджеры, которые изначально способны продавать, а таких очень немного и они дорого стоят, либо люди, у которых нет даже внутреннего неустройства от неумения продавать;
- менеджеры не ищут новых клиентов, а ссылаются на отдел маркетинга, с которым они обычно не общаются;
- новые менеджеры так же оказываются неспособными к продажам, поскольку их не обучают.

Предлагаемая схема работы

Одним из методов устранения этих недостатков является следующая система организации деятельности коммерческого директора. Такая схема согласуется не только с рынком, на котором работает большинство промышленных предприятий, но и с методиками изложенными специалистами в консультировании (Гончарук В.А., Алгоритмы преобразований в бизнесе, Друкер П., Эффективный управляющий, Райс Э. и Траут Д., Маркетинговые войны).

Схема состоит в следующем:

За каждым менеджером закрепляется не более 4-7 регионов. Менеджеру предоставляется для изучения и работы картотека существующих клиентов по этому региону. Поиск новых клиентов является результатом изучения менеджером региона и вменяется в обязанность менеджеру.

Коммерческому директору вменяется в обязанность ежедневный полный контроль работы двух менеджеров с проведением ролевых игр для обучения.

Работа организуется на основании следующего документооборота и системы наглядного отображения информации включающие:
- типовой рабочий день менеджера и коммерческого директора;
- картотека клиентов;
- портфель заказов на год;
- перечень регионов, закрепленных за менеджерами;
- паспорт региона, включающего список потенциальных клиентов-покупателей;
- паспорт сделки (переписка, расчет сделки);
- таблица цен конкурентов;
- график продаж (предоплаты);
- график реализации (отгрузки);
- график накопления заказов;
- график продаж по менеджерам (капиталистического соревнования);
- график командировок;
- карта с административно-территориальным делением по регионам с отмеченными объёмами продаж по годам;
- карта географического расположения конкурентов;
- таблица тарифов на доставку товаров автомобильным или ж/д. транспортом;
- план работы менеджеров на месяц;
- план продаж;
- исполнение плана продаж.

Картотека состоит из карт содержащих следующие сведения о клиенте-покупателе:
- данные о клиенте-покупателе (точный адрес и наименование клиента, ФИО руководителей, телефон, факс, сайт, краткая характеристика);
- наименование товара;
- количества товара;
- дата покупки.

Кроме текущей деятельности в типовой рабочий день коммерческого директора вводится время для работы с менеджерами. Во время такой работы коммерческий директор опрашивает двух-трех менеджеров. Разговор строится на основании плана продаж на месяц, его исполнения, паспортов клиентов из плана продаж и замечаний, сделанных менеджеру в прошлый период.

Основными целями таких бесед являются:
- выявление некорректности работы менеджера – большие скидки, слабое знание региона, низкая активность;
- выявление проблем, которые испытывает менеджер в работе. Результат - либо обучить ролевой игрой, если это проблема общения, либо дать поручение разобраться в каком-то вопросе (например в глубине изучения региона) и доложить при следующей беседе;
- выявление вопросов общения с клиентом, в которых необходимо участие коммерческого директора как первого лица;
- выявление узких мест в продажах (высокие цены и пр.);
- понимание полноты выполнения плана продаж, оперативные объемы денег сегодня, завтра и т.д., наличия критической ситуации в объемах продаж;
- сбор информации о рынке, документирование и обобщение этой информации и принятие управленческих решений в отношении дальнейших действий в расширении рынка сбыта.


На основании бесед с менеджерами, коммерческий директор получает понимание деятельности конкурентов, полноты внутрифирменной информации, общего уровня менеджеров, оценку эффективности принятых до этого решений, в частности:
- правильность закрепления регионов за менеджерами;
- необходимость разработки новой продукции;
- необходимость корректировки ценовой политики;
- необходимость контроля качества продукции и пр.

Кроме этого вводится следующая система стимулирования менеджеров и коммерческого директора: оклад + персональная надбавка (которая может быть частично или полностью снята за серьезное невыполнение заданий) + 0,8 % от объема продаж.

В такой системе обычный менеджер в режиме сопровождения коммерческим директором будет приносить не менее 2 000 000 руб. в месяц.

Игнорируя такой подход к организации маркетинговой деятельности предприятия и коммерческие структуры скатываются к работе через посредников, что приводит к минимальной рентабельности.

Контроль организации маркетинговой деятельности

Описанная система позволяет построить однородные службы маркетинга предприятий, способные к восполнению личного состава, его обучению эффективной работе, контролю за работой личного состава, устранению узких мест продаж, техническому развитию номенклатуры предприятий.

Подготовленные по такой схеме коммерческие директора предприятий и коммерческих структур не будут замыкаться в себе из-за собственной неинформированности и доводить до сведения руководства текущую ситуацию и проблемы.

Исключить манипулирование информацией коммерческих директоров перед руководством можно выделив у руководства точно такое же время на беседы с коммерческими директорами. Беседы строятся по такой же схеме (общий план продаж, исполнение плана продаж, паспорта наиболее крупных и наименее рентабельных сделок).
Hosted by uCoz